Женский портал - Srt-mx
Поиск по сайту

Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям. Невнимательный школьник: причины, как помочь ребенку Что делать с невнимательностью первоклассника

Татьяна Савенко

Добрый день! Старшему сыну почти 4 года. Когда к нему обращаюсь, с превого раза он меня не слышит, очень увлечен игрой. Приходится по нескольку раз звать. На площадке, находясь от него в 3-4 метрах, зову, не слышит. Подхожу ближе, не слышит, потом еще ближе, иногда приходится за рукав брать, чтобы обратил внимание. Вижу, других детей позовут, откликаются сразу, а мой так увлекается, что ничего не слышит. Еще быстро забывает, что можно, а что нельзя. Говорю по 25 раз, потом запоминает. Занимаемся с ним по книгам, журналам, он отвлекается, может начать петь песни, он любит петь. Рисовать ни в какую не хочет, может мелом на доске, а на бумаге карандашом никак. Цвет, размер, формы, все знает. К логопеду ходили, отклонений нет, говорит на самом деле хорошо. Но фразы составляет не правильно, может сказать: "Мама, давай поедим, с утра?". К психологу ходили, просто сказали отвлекается, а что делать не сказали. Сильно не ругаю, ставлю в угол или в комнате посидеть. Не бью никогда. Это принципиально, мы с мужем решили, что бить нельзя. Как развить внимание? Что с ребенком? Где упущение? И есть ли проблема или это возрастное? Начала такое замечать полгода назад. Сейчас оформляем в садик, вот и переживаю. Простите, за много вопросов. Заранее благодарна за ответ!

1. сходить к ЛОРу проверить слух. если все в норме - особенности поведения - игнорирует вас. 2. по поводу отвлекается - все дети разные. если не ставит отклонений - все нормально. 3. в саду думаю пойдет все на лад - просто особенность ребенка. вы много от него хотите...

Татьяна Савенко

Большое спасибо за ответ! К ЛОРу ходили, все нормально, есть небольшие аденоиды. Невролог отклонений не ставит, хотя прописала тенотен и пантокальцин, но вот психолог... Сегодня были на приеме. Сказала отставание в развитии. Дала ему несколько картинок, Назвал всех кроме лошади, сказал осел, да и еще задумался на секунды три. Больше никаких тестов не давала. На мои вопросы что это и что делать, ответила идите к логопеду. Я понимаю что она бесплатный психолог при поликлинике, и много не ожидала, но я в растерянности. Или такие высокие планки у наших психологов или она по одной его ошибке определила отставание (может профессионал) или идти к другому психологу. Может я на самом деле много требую от ребенка, но меня беспокоит его рассеянность и невнимательность. Я ему объясняю что-то, закончила объяснять, а он мне: что мама? Кстати муж такой же. И мой вопрос к Вам: почему игнорирует и какие посоветуете занятия с ребенком? Спасибо большое!!!

Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?

Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности ребенка и с ней не так уж и легко справиться. Когда ваш малыш рассеян и невнимателен, то не стоит его в этом винить, ведь дело не в том, что он не хочет делать данное задание, а просто ему с ним трудно справиться. Ведь таким ребятам очень тяжело сосредоточиться на чем-то одном, проявить внимание и сконцентрироваться на неинтересном для него задании, зато заметьте, как умело и четко он делает то, что ему по душе.
«Рассмотрим» портрет невнимательного ребенка. Такой малыш:


Часто не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
Кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
Часто теряет необходимые вещи.
Легко отвлекается на посторонние объекты.
Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в детском саду, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужно помочь.

Причины недостаточного внимания различны:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз (устанавливается только врачом), отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.
Переутомление и перегрузки. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей дошкольного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Для этого необходимо приложить немало усилий, как со стороны родителей, так и со стороны самого малыша.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?
1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
2. Главное для таких детей строгий распорядок дня, когда малыш может, как позаниматься, так и отдохнуть, потому что утомление приводит к снижению самоконтроля и частой отвлекаемости.
3. Акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках, хвалите его, если он что-то правильно сделал.
4. Не стоит нагружать малыша одновременно несколькими заданиями, лучше пусть он медленно, но последовательно будет выполнять каждое.
5. Когда рассеянный невнимательный ребенок выполняет какие-либо задания, то распределите их так, чтобы сложные чередовались с легкими и не забывайте о перерывах, подчеркивая, что это не просто время для игр, а перемена для того, чтобы набраться сил для выполнения следующего задания.
6. Поначалу задания с такими детьми нужно выполнять вместе, а потом постепенно приучать к самостоятельности. Конечно, контроль должен быть, но не в качестве критики, а в качестве заинтересованности.
7. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на
выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит.
8.
Лучше всего развивать внимание в игровой форме. Подойдут различные игры и упражнения направленные на тренировку различных свойств внимания:
- Развитие концентрации внимания (умение сосредоточенно и не отвлекаясь работать над заданием). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы (картинки) в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
-
Увеличение объема внимания (умение держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию). Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
-
Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Часто родители волнуются из-за того, что их ребенок слишком рассеян. Такие дети часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться на каком-либо деле, забывают только что сказанное. Это вызывает неудобства, так как родителям приходится контролировать все действия ребенка. По каким причинам дети могут быть рассеянными? Как бороться с этой проблемой?

На что влияет внимание ребенка

  • Восприятие. Когда ребенок отвлекается, он не может зафиксировать свой взгляд на чем-то конкретном. Его взгляд быстро переходит с объекта на объект. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок не имеет полного и целостного представления об окружающем мире.
  • Память. Дети подсознательно запоминают большинство информации, которую слышат и видят. Лишнее потом уходит из памяти. Рассеянным детям нужно объяснять, что следует запоминать, а что нет. Даже после этого им бывает трудно вспомнить определенные вещи.
  • Мышление и речь. В результате постоянно невнимательности не формируется структура речи. Дети часто могут путать понятия, которые схожи друг с другом по смыслу. В результате ребенок не может определить связи между событиями и явлениями, а также сходства и различия между ними.

Признаки рассеянности

Для будущего школьника внимательность крайне важна. Как понять, что ваш малыш рассеян?

  • Он не может в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.
  • Его отвлекают любые внешние раздражители: музыка, движения и даже тихие звуки.
  • Вы видите, что малыш старается, но он все равно часто совершает ошибки.
  • Ему тяжело выявить и исправить ошибки, которые он допустил.
  • Ребенку трудно пересказать даже короткий рассказ.
  • Так как он часто терпит неудачи, он теряет интерес к каким-либо занятиям, которые потом оцениваются. Таким детям больше нравятся игры и общение со сверстниками.

С невнимательностью ребенка необходимо бороться. Иначе ему будет очень трудно усваивать материал в школе. Чтобы избавиться от этой проблемы, в первую очередь, необходимо определить, по какой причине ребенок так рассеян и невнимателен. Специалисты определили несколько факторов, которые провоцируют рассеянность у детей в раннем возрасте.

  • Важное значение имеет особенность характера ребенка. Если ваш ребенок холерик, то он постоянно будет стремиться делать одновременно большое количество дел. Из-за этого он будет часто отвлекаться. Если малыш меланхолик, то переключать внимание ему будет трудно. Такие дети легче сосредотачиваются на конкретной задаче.
  • Ребенок может быть невнимательным из-за того, что его организм ослаблен заболеванием. Возможно, у него низкое давление или уровень гемоглобина. По разным причинам дети могут страдать от частых головных болей. Причиной может стать даже простая простуда.
  • Иногда ребенок проявляется рассеянность не всегда, а только в том случае, когда занимается какой-либо конкретной деятельностью. Например, ему трудно дается математика или изучение иностранных языков. Возможно, ребенок просто не проявляется к этому интерес или нужно подождать, пока он немного подрастет.

Как бороться с рассеяностью

Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.

  • С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
  • Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы. Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
  • Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
  • Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
  • После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
  • Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
  • Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.

Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.

Ребенок систематически опаздывает, не успевает собрать портфель, теряет учебники и тетради.

Вы удивляетесь, что такое бывает? В вашей семье и у ваших знакомых все по-другому? Так вы просто счастливчики! Ведь многие детей именно такие: рассеянные, несобранные, необязательные. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но такие. Ежедневные опоздания на уроки, беспорядок в портфеле, на рабочем столе, в шкафу, в комнате … Постоянный поиск неизвестно куда пропадающих с удивительным постоянством тетрадей, учебников, ручек – всего, что понадобится для выполнения домашних заданий или других дел. Время бестолково уходит на бесконечные поиски загадочно исчезающих предметов.

Это утомляет и взрослых, и детей. Ведь такие дети совершенно не отдыхают – у них нет на это времени! А уроки делаются ночью в полусонном, уставшем состоянии, под причитания таких же уставших родителей. Что же предпринять, чтобы восстановить мир и гармонию в семейных отношениях, чтобы ребенок перестал опаздывать, стал внимательным, собранным?

Есть дети, которые содержат все в порядке. Для них положить вещь на место – естественная потребность, сформированная с раннего детства. Как зубы чистить утром и вечером. На автомате. Если у вас дети еще маленькие, не упустите время, приучайте к порядку, пунктуальности, доведению дел до логического завершения.

А если уже школьники? Придется сложнее, так как у детей уже сложился стереотип поведения в той или иной ситуации. Могут читать, думая совершенно не о сюжете, а о посторонних предметах. Тут работа для родителей в этом случае предстоит долгая, нужно запастись терпением, выдержкой.

Если ребенок опаздывает, следует посмотреть, соблюдает ли он режим дня? Или его вообще нет? Тогда необходимо срочно выработать совместно с ребенком режим, соответствующий требованиям именно учебного года (потому что летом он может быть иным). В нем учитывать все необходимые моменты, в том числе перед выходом из дома в школу проверить наличие нужных в этот день тетрадей, учебников, канцелярских принадлежностей, ключей, мобильного телефона.

Так как у многих детей почти ежедневно какие-то кружки, спортивные секции, то расписание лучше составить на каждый день недели. Особенно это важно в начале борьбы с рассеянностью, неумением организовать свое время. Во время учебного года в выходные не стоит менять время вставания и укладывания спать.

Ребенок может просыпать, а потому опаздывать и по причине беспокойного сна. Кроме привычных советов проветривать комнату, особенно перед сном, содержать ее в чистоте, не захламлять, нужно учесть, что ребенок может плохо спать из-за тревожных мыслей: не сделал уроки, не подготовил одежду, на него произвел сильное впечатление агрессивный фильм, посмотренный вечером и т.д. Следовательно, постарайтесь исключить все негативное, что может мешать ребенку спать. Проконтролируйте, все ли домашние задания сделаны? Если завтра контрольная, поинтересуйтесь, готов ли он к ней. Если есть проблемы, спросите, в чем они заключаются. Не уверен, что решит задачи? Предложите прорешать несколько аналогичных заданий вместе. Не понимает, как применить какую-то орфограмму – прочитайте ее, разберитесь в содержании, потренируйтесь на соответствующих примерах.

Если у ребенка много свободного времени, он и не торопится особо. Куда? Зачем? Заброшенный куда-то учебник можно искать хоть несколько часов. И тетрадь тоже. В этом случае время обесценивается. Помогите ребенку разумно организовать досуг. Чтобы он четко знал, что у него на выполнение домашних заданий только полтора часа, например, с четырех до половины шестого. А потом он должен бежать на любимый баскетбол (или еще куда-то), а затем немного погулять. И так каждый день должны быть какие-то значимые дела. А вечером спросите: что ты сегодня успел сделать? У ребенка должно быть что сказать. В противном случае есть причина задуматься, правильно наполнен день любимого чада?

Ну и конечно нужно посмотреть на себя со стороны. Если родители опаздывают везде, всюду и всегда, если разбрасывают свои вещи, каждый день живут как придется, а не по примерному (хотя бы) плану, то не удивительно, что и дети такие. Проконтролируйте свое поведение. Может быть, нужно начать с себя. Личный пример самое сильное средство воспитания подрастающего поколения.

"Наш ребёнок пошёл в этом году в школу, а учителя постоянно жалуются, что он невнимательный, на уроках часто отвлекается. Что делать?" - написала в редакцию молодая мама Марина Немоляева. В нашей почте немало писем на эту тему. Значит, на волнующий многих вопрос настала пора найти ответ.

СПРОБЛЕМОЙ невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети только-только пошли в школу. И это вполне понятно, поскольку учёба требует от ребёнка большой концентрации внимания. Если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями "быть более внимательным" здесь не обойтись. Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах рассеянности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной помощи.

Хронические заболевания, общая болезненность ребёнка

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети станут более усидчивыми и внимательными.

Индивидуальные особенности нервной системы

Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое. Учащимся со слабой нервной системой, напротив, свойственно неустойчивое, плохо переключаемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребёнка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения. Чтобы это понять, нужно обратиться к психологу, невропатологу.

Переутомление и перегрузки

Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что он едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности. Необходимо научиться оставлять время на отдых, игры. Возможно, придётся убрать из расписания какие-то внешкольные занятия.

Возрастные ограничения в развитии внимания

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности". Следует понять, что это нормально. На протяжении обучения в начальной школе внимание будет постепенно тренироваться, развиваться, будет увеличиваться его объём. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно хорошо концентрироваться на том, что делают.

Ребёнку неинтересно

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то для них "недостаточно значимого". Нередко это именно учёба. А играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером они могут до бесконечности. Пробудить у ребёнка интерес и к школьным занятиям - задача для родителей непростая. Требуется терпение и искренний интерес к жизни малыша, его занятиям. Его нужно вовлекать в "нужную" деятельность ненавязчиво, без ремня и порки. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина и Т. А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

Это процесс длительный. Но необходимый для полноценного психического развития.

Развитие концентрации внимания

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить сосредоточенность. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Очень хорошо и полезно использовать упражнения на воспроизведение последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.

Увеличение объёма внимания

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

Навыки переключения внимания

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, состоит в том, что занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.