Женский портал - Srt-mx
Поиск по сайту

B3 шахматы. Правила игры в шахматы

На турнирах против Олеси часто ходят d4, на что она отвечает d5. Сегодня тренер Олег Кислицын рассказывает Олесе как грамотно выстроить защиту черных против d4 .

На пешку d5 белым трудно организовать давление. Получается позиция закрытого типа.

2. c2-c4 с7-с6

На ход с4 никогда нельзя ходить конем на f6 , потому что после этого белые убьют сd, черные убьют Кd5. И белые захватывают центр ходом е4 — совершенно бесплатно. Черный конь уходит на f6, «сдав» центр.

На ход с4 пешку d5 нужно подкреплять пешкой е6 либо пешкой с6.

3. Kb1-с3 Кg8-f6

При ходе белых конем на с3 нельзя выводить слона на f5 , иначе начнутся проблемы у черных. Сначала нужно пойти конем на f6.

На диаграмме ходы №№1-3 в стиле славянской защиты .

В случае хода белых на е4, черные пойдут на b5 и укрепят сдвоенную пешку.

4.Кg1-f3 е7-е6 или Сf5.

При ходе слоном на f5 нужно быть осторожным, потому что если ферзь выйдет на b3 — это будет опасно.

Многие современные шахматисты, играющие славянскую защиту стремятся сделать вот такую позицию, чтобы в дальнейшем выиграть пешку с4.

Охота за пешкой с4

Славянские построения очень коварны для белых и многие боятся построения славянской защиты.

Неувядаемая партия (Вечнозелёная партия) - партия в шахматы между Адольфом Андерсеном и его давним соперником Жаном Дюфренем. Эта партия была сыграна в Берлине в 1852 году. Она отличалась блестящим комбинационным стилем и множество раз публиковалась в печати.
В дебюте Андерсен добился позиционного преимущества, затем пожертвовал двух коней, качество и ферзя, объявив мат на 24-м ходу. Вильгельм Стейниц назвал эту партию «неувядаемой (Immergrun - вечнозелёной) в лавровом венке великих немецких мастеров».

Андерсен - Дюфрен
Берлин, 1852

Гамбит Эванса

1.e2-e4 e7-e5 2.Кg1-f3 Кb8-c6 3.Сf1-c4 Сf8-c5 4.b2-b4 Сc5:b4

Гамбит Эванса, популярный в то время дебют, белые жертвуют пешку за атаку.

5.c2-c3 Сb4-a5 6.d2-d4 e5:d4 7.0-0 d4-d3

Чёрные не берут пешку c3 , чтобы не способствовать развитию белого коня на это поле и уводят пешку с поля d4 , чтобы предотвратить формирования сильного центра белых в случае c3:d4 .

8.Фd1-b3 Фd8-f6 9.e4-e5 Фf6-g6 10.Лf1-e1 Кg8-e7 11.Сc1-a3 b7-b5

Чёрные в свою очередь жертвуют пешку, чтобы форсировать развитие своего ферзевого фланга.

12.Фb3:b5 Лa8-b8 13.Фb5-a4 Сa5-b6 14.Кb1-d2 Сc8-b7 15.Кd2-e4 Фg6-f5 16.Сc4:d3 Фf5-h5

Следующим ходом белые жертвуют фигуру. Сильно было бы и 17. Кe4-g3 . Но своим следующим ходом Андерсен начинает задуманную комбинацию.

17.Кe4-f6+ g7:f6 18.e5:f6 Лh8-g8

Следующий ход Андерсена выглядит как грубая ошибка, так как ходом Ф:f3 , из-за связки по линии g , чёрные забирают коня и угрожают матом в один ход на g2 .

19.Лa1-d1 Фh5:f3

Последний ход чёрных долго считался ошибкой после того, как якобы правильный ход в 1898 году предложил немецкий шахматный мастер Пауль Липке 19. …Лg8-g4 . Липке подробно рассмотрел четыре продолжения 20. Се4, 20. Ле4 20. Сс4 и 20. с4 , сделав вывод, что в лучшем случае Андерсен мог добиться только ничьей.
Спустя четверть века Эммануил Ласкер одобрил в своём «Учебнике шахматной игры» предложенный Липке спасительный ответ чёрных и подверг критике девятнадцатый ход белых. По его мнению, победным являлся ход 19. Се4 . Ласкер предложил три победных варианта: 19...d5 20. С:d5 Ф:d5 21. Лаd1; 19...Лg4. 20. Фс2; 19...Фh3 20. g3 Л:g3. 21. hg Ф:g3+ 22. Крh1 C:f2 23. Ле2 .
Но впоследствии анализ Липке был опровергнут О. Гоппе и Г. Гекнером. В двух из его вариантов белые на самом деле выигрывали. Ошибочным оказался и анализ Ласкера. После «победных» ходов 19. Се4 Фh3 20. g3 Л:g3. 21. hg Ф:g3+ 22. Крh1 C:f2 23. Ле2 чёрные вовсе не проигрывали, а контрударом 23...Кd4! сами добивались победы.

20.Лe1:e7+ Кc6:e7

Чёрные попадают под матовую атаку. В этой ситуации лучший ход чёрных 20. …Крe8-d8 , хотя и помогает им спастись от немедленного мата, но не от поражения, что доказал Рихард Рети.

21.Фa4:d7+ Крe8:d7 22.Сd3-f5++ Крd7-e8 23.Сf5-d7+ Крe8-f8 24.Сa3:e7х

Каждый из нас любит играть в шахматы. Начало партии это жесткая борьба, в которой выбираются удачные позиции для собственных фигур. Необходимо учитывать, что во время дебютной части не стоит только быстро мобилизировать собственные фигуры, как это написано во всех учебниках, которые рассказывают про начало игры в шахматы.

Как играть дебют в шахматах?

Шахматы такая непредвиденная игра. Во время игры шахматисту необходимо:

  1. улучшить позицию мобилизованных фигур;
  2. отдавать на размен плохие фигуры;
  3. делать все необходимое, чтобы оттеснить фигуры соперника;
  4. создавать противнику непредвиденные обстоятельства;
  5. следовать первоначальной тактике;
  6. держать укрепление отдельных пунктов, которые имеют весомое значение в стратегии и тактике.

Все эти задачи, в сочетании с мобилизацией всех боевых сил, должны ответить на вопрос о том, как начать партию в шахматы.

Дебют, который начинается с хода с2-с4 и с фланговой атаки, называется английское начало. Видео этого дебюта с легкостью можно отыскать во всемирной сети.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Он позволяет игроку в шахматы, который предпочитает начинать игру с белых, предотвратить появление современных и глубоко продуманных тактик. Как начинать игру в шахматы, в случае отказа от первого хода d2-d4 в пользу с2-с4? Принять гамбит ферзем. В последние годы такое начало игры приносит соперникам превосходные результаты и может встретиться во время игры гроссмейстеров. Первый ход с2-с4 не позволяет противнику завладеть тактикой после первого хода с4 е6 2. Кс3 d5 3. d4. Этот шаг приведет к невыгодному для противника варианту начала.

Плюсы и минусы английского начала

Главный плюс в сравнении с дебютом d4 заключается в том, что так легче построить тактику. В этом случае белые могут с легкостью блокировать любимые позиции соперника. Одним же из главных минусов первого хода то, что противник, может сразу же ответить первым шагом е5. Многие гроссмейстеры, после первого дебюта с4 е5, считают что вероятность победы белых крайне мала. Поэтому шахматисты, которые опасаются первого ответного шага е5, начинают играть в эту тактику в другом игровом порядке: 1. Kf3 Kf6, и только тогда второй С4. Однако, при первом шаге. Kf3 есть еще один минус: чёрные могут сыграть d5.

Для того чтобы посмотреть наглядно тактику, достаточно немного вникнуть в суть процесса и понять что же являет собой шахматы онлайн каталонское начало.

Это тактика закрытого дебюта в шахматах, которая начинается с последовательностью ходов:

2. с2-с4 е7-е6

Сыграв на третьем ходу g3, белые не дают возможность своим соперникам применить стратегию Нимцовича для защиты. Белые применяют этот дебют с целью с первых же ходов вести борьбу за победу в центральном фланге, причем главную роль играет королевский слон g2, который, помимо давления на центральный фланг, также делает невозможным развитие ферзевого фланга у противника.

Староиндийское начало – дебют флангового типа, который игроки начинают с атаки на сильную сторону противника, с центра доски. Место d5 необходимо быстро атаковать при помощи установления контроля королевским слоном белых. Видео этой победы можно найти в интернете. Староиндийское начало – это великолепный старт, дающий множество преимуществ в игре.

Начало патцера с20

Начало патцера с20 в шахматах начинается с первого хода белых e2-e4 и ответного хода d1-h5 на первый ход черных e7-e5.

Сарагосское начало в шахматах

Шахматный дебют, начинающийся с партии c2-c3. Был придуман в 1917 году испанским шахматистом родом из города Сарагоса. В 1921 году был проведен турнир, в котором каждый должен был начинать свою игру с этой комбинации.

Относится к неправильным началам в шахматах и довольно редко используется в современных шахматах.

Надеемся, что эта статья подсказала вам как играть дебют в шахматах. Теперь вы обладаете некими базовыми навыками и можете учиться дальше с помощью нашего портала.

Определенные расположение фигур на стандартной шахматной доске, в которых требуется найти выигрыш за определенное количество ходов для стороны играющей белыми (если для черных, это будет указано в условии). Если число ходов не указано, то задача называется шахматным этюдом. В некоторых композициях ставятся другие цели, например, поиск ничьи, в редких случаях - выигрыш фигуры, прохождение пешек и т.п.

Как решать задачи на этом сайте?

На сайте сайт есть несколько режимов решения задач. Можно просто выбрать любую задачу или этюд через разделы - мат в два, три или четыре хода, кликнув на понравившуюся диаграмму, либо нажав по ссылке "случайная задача " в меню. На странице с задачей есть форма для проверки решений . С помощью выпадающих списков нужно выбрать первый ход и кликнуть "проверить", если он будет верен, выскочит соответствующее сообщение. Полное решение можно посмотреть, нажав на кнопку "Показать". Еще один интересный режим - решение задач на скорость . В нем недоступно открытие решения и дается только одна попытка на проверку.

Рейтинг задач

Каждая шахматная задача имеет рейтинг , который формируется в зависимости от оценок пользователей. Визуально он изображается в виде трех зведочек. Численно он изменяется от 0 до 3.5, а количество звездочек показывает округленное значение этого числа. Этот рейтинг не является признаком уровня сложности, он показывает уровень симпатии игроков к той или иной композиции. По умолчанию, новой задаче присваивается рейтинг - 1.

Правила составления шахматных задач

К шахматным задачам предъявляются следующие условия:

  • Должен существовать только один первый ход ведущий к правильному решению.
  • Решение должно достигаться во всех вариантах, независимо от ответа защищающейся стороны.
  • На доске не должно быть лишних фигур, т.е. фигур убрав которые, решение бы не изменилось ни в одном из вариантов. На сайте в разделе шахматных этюдов, множество задач, которые представляют собой окончания реальных партий, поэтому это требование не выполняется, но оно применимо для искусственно составленных композиций.

Условные обозначения в записи решений

Для записи решений задач используется стандартная шахматная нотация - система записи партий. Ход записывается следующим образом:

1. [Ф][сп][кп][дз]

В квадратных скобках применены следующие условные обозначения:

  • Ф - название фигуры (B - слон, N или S - конь, Q - ферзь, K - король. Пешка не обозначается). В русскоязычной нотации: (С - слон, К - конь, Ф - ферзь, Кр - король)
  • сп - стартовое поле (a3, b7, h2 и т.п.)(обычно не указывается, применимо только в случае, когда у игрока есть две одинаковые фигуры, которые могут сделать ход на указанное конечное поле)
  • кп - конечная поле (a1,c2,h8 и т.п.) указывается всегда
  • дз - дополнительный знак, можно не использовать, выполняет вспомогательную роль. Например, + - шах, ! - хороший ход, ? - плохой ход, * или # - мат, !? - сомнительный ход и т.п.

Поясним на примере:

1. Кd3e5+ Крg7 2. Фd7#

Здесь записано следующее. Белые ходят конем (стоящим на поле d3) на поле e5 с шахом королю. Черный король отходит на g7. Вторым ходом белый ферзь ставит мат ходом на поле d7.

Если требуется изобразить взятие, то между названием фигуры (и стартовым полем если требуется) и конечным полем ставится знак ": ", реже используются для обозначения взятия знаки "x " или "* ". Например:

Л:b6 или Фxh8 или Кр*f1 или Cb8:c7

Ходы пешек обозначаются просто двумя символами - конечным полем пешки. Например, 1. e4 e5 - значит, белые ходят пешкой на e4, а черные отвечают на e5. Взятие пешкой обозначается указанием начальной и конечной вертикали. Например, cd - значит пешка бьет с вертикали c на вертикаль d. Если есть несколько вариантов, то пишется подобно. Например: c7:d6 .

Если пешка проходит на последнюю горизонталь, то указывается фигура в которую она превращается. например: d8Ф - это значит пешка дошла до восьмой горизонтали и превратилась в ферзя.

Знаки 0-0-0 и 0-0 обозначают длинную и короткую рокировки.

Иногда используется подробная система записи ходов, когда начальное поле указывается всегда. Этот способ нагляднее, но является избыточным. Например:

e2-e4 или Фb8-h8 или Сd7:b5 и т.п.

Запись решений

Поясним, как обычно записываются ответы на шахматные задачи. Для примеру возьмем . Решение приведено следующим образом:

1.Кg2-e1 ! угроза: 2.Сh1-e4 #
1...e5-e4 2.Кe1-g2 угроза: 3.Лh4-f4 #
2...Сd4-e5 3.Кg2*e3 #

Человеческим языком данное решение гласит следующее:

Первый ход - Конь с поля g2 ходит на e1. Это грозит тем, что следующим ходом белые могут поставить мат слоном с поля h1 на e4. Если черные защищаются от этого и отвечают пешкой с e5 на e4, то вторым ходом - белые возвращаются конем с e1 на g2 с угрозой мата ладьей на третьем ходу с поля h4 на f4. Если черные отвечают слоном с d4 на e5, то ставим мат конем со взятием пешки на поле e3.

В некоторых композициях - первоначально приводятся опровержения неверных решений, а в конце указывается правильный вариант. Например, в сначала показано что ходы Фh4, Кf7, Кe2 и другие не приводят к требуемому результату - мату в 2 хода, а в конце подробно разобран правильный вариант с ходом Фg5!

В некоторых решениях задач можно встретить необычное слово "цугцванг". Цугцванг - это положение в шахматной партии, при котором любой ход приведет к неминуемому проигрышу сделавшей ход стороны или сильному ухудшению свей позиции.

Алгоритм поиска решений в шахматных задачах

В задачах на мат в 3 хода и многоходовых композициях рекомендуется обнаружить все угрозы черному королю, а так же ходы черных, которые не дают эту угрозу осуществить. Первые ходы решения обычно ставят защищающуюся сторону в положение цугцванга, при котором любой ход делает только хуже. Защищаясь от одной опасности, черные попадают под удар другой. Поиск решения в таких задачах сводится к нахождению хода, который вызывает данную ситуацию. Как правило, он выглядит очень тихим, не несущим никаких угроз, и найти его нелегко. Алгоритм поиска решения шахматных задач на мат в 2 хода чаще сводится к перебору вариантов. Благодаря наличию ложных путей, во многих композициях, ответ, бросающийся сразу в глаза, оказывается ошибочным.

Решение шахматных задач помогает развивать игрокам комбинационные способности, поэтому это занятие включают в программу подготовки шахматистов разного уровня, от школьников, которые только осваивают игру Каиссы, до мастеров и гроссмейстеров.