Женский портал - Srt-mx
Поиск по сайту

Время растаманов. Раста – это классно! Рэгги в России

Растама́нами в мире традиционно называют последователейрастафарианства.

Растафарианство - монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах, которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х. Его сторонники называются растаманами или раста.

Растафарианство не очень организованная религия, большинство раста не требуют участия в каких-либо конфессиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга и найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одни из «Особняков Растафари» - три наиболее известных из них это Nyahbinghi, Бобо Ашанти и Двенадцать колен Израилевых.

Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен. Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога Джа.

Основа растафарианства - любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, чем историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие, как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается, как пророк. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса (не обязательно).

К 1997 году насчитывалось около 1 000 000 растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счет регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли(1945-1981) и его дети.

Верования.

Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют. Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской(легенда о происхождении «Соломоновой династии» ) содержится в книге «Кебра Нагаст» ), и почитают его как Бога (Бога-Отца) - царя царей и мессию.

Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных либеральных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию.

Отличительным свойством религии Раста является то, что они не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

Основа доктрины - Holy Piby

Рэгги

Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 60-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги - музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

Одна из вариаций стиля - это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80-х, на основе рэгги появились дансхолл - музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн - музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни «Вейлер» Ливингстон, Ли «Скрэтч» Перри, Питер Тош и Боб Марли. Из современных исполнителей музыки регги можно выделить известного ивуарийского певца Альфа Блонди.

История раста

В начале 1990-х годов на постсоветском пространстве образовалась особая молодёжная субкультура, представители которой также называют себя растаманами. При этом они зачастую не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Некоторым этого достаточно, чтобы считать себя растаманами, некоторые более приближены к растафарианской концепции - многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «красный-жёлтый-зелёный» (например, в одежде), некоторые носят дреды. Однако мало кто искренне отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, соблюдает растафарианский пост «айтал» и т. п. Однако многие истинно верующие русские растаманы считают, что репатриация и панафриканизм просто бессмыслен, по причине того, что русские растаманы никакого отношения к чернокожим и Африке, по сути, не имеют. В странах СНГ панафриканизм был замещен идеей «Сиона внутри себя», которая звучит так: «Сион это не место в физическом, материальном мире. Не в Африке или Израиле или где-либо еще. Сион находится в душе каждого человека. И стремиться к нему нужно не ногами, а поступками, мыслями, добром и любовью».

Как бы то ни было, в русскоязычной среде слово «растаман» прочно связалось с этой группой (но не полностью тождественно ей). Слово по похожему принципу может использоваться и в других языках для обозначения просто любителей марихуаны без религиозной подоплёки. Так, в испаноязычных странах словом «растас» могут называть дреды.

Субкультура в СНГ

Возникновение «растаманов» вСНГ произошло вместе с формированием других молодёжных субкультур на фонераспада СССР . «Растаманов» можно выделить особо в связи с тем, что в нынешнем СНГ наблюдается заметный рост объемов употребления марихуаны (данный вывод можно сделать лишь субъективно, так как сбор статистики по этому вопросу сильно затруднён).Многие из курящих уже не являются «молодёжью » и не причисляют себя к «растаманам», но их идеологически сближает нелегальный статус наркотика, так как они испытывают одинаковые трудности, связанные с его приобретением.

По-видимому, вопрос самоидентификации употребляющих коноплю бывших советских граждан был решен на базебренда конопли как атрибута растафарианства. Известное в СССР понятие «наркоман » не могло быть принято из-за несоответствия стереотипному образу такового в народе: потребителям конопли не близки темышприцов ,СПИДа ,ломок и пр. - следовательно, была потребность в самоназвании.

Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль регги, популяризованный растафарианцами и сопутствующий культу марихуаны, был принят русскоязычными «планокурами». Музыкальный фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, играл крайне весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 90-х. Поэтому на выбор самоназвания могло, в числе прочего, повлиять распространение записей русскоязычных регги-коллективов, где, в частности, лидер «Витя Ак» Герберт Моралес однозначно указывает на параллель курения конопли с «растаманами». Принадлежность к «философии Раста» декларирует и известный российский рэп-исполнитель Децл. Ещё один характерный представитель - Рома В. П. Р.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли (при этом следует отметить, что «чёрное» растафарианство - крайне многообразная культура со множеством разновидностей и некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, а некоторые не курят марихуану; есть и растаманы-политики, например новозеландский депутат Нандор Танцош). В свою очередь, петербургская регги-группа АКИМАМА сознательно дистанцируется от ортодоксального растафарианства и называет свой стиль urban reggae:

Позиция

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше»).

Общим местом у «русских» и «оригинальных» растаманов также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к т. н. «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, называя их «чернушными» наркотиками, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает. Во всем мире растаманов считают гангстерами и лишь в России и странах СНГ в связи со сложившемися стереотипами их приравнивают к хиппи.

Фольклор

Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствуют характерные психоактивные особенности коноплесодержащих препаратов - под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев «конопляной идеологии» в современной России может составлять до 4-5 % населения.

О субкультуре «растаманов» стран СНГ и традициях употребления конопли (как и других наркотиков) на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры - музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки» Бориса Гребенщикова.

Растаманские народные сказки

«Растаманские народные сказки» - проект по сбору и литературной обработке фольклора любителей психотропной конопли. Возник в 1995 г. в Полтаве (Украина), основной автор-координатор - Дмитрий Гайдук. В 1998-2000 г. материалы проекта распространились в пределах СНГ и среди русскоязычной диаспоры многих стран мира. Часть материалов проекта издана в виде одноименной книги (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, существуют и другие издания).

Тексты проекта оформлены в виде кратких новелл фантастического и анекдотического характера, сохраняющих лексические истилистические особенности «конопляного» дискурса. Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли. Отдельная «растаманская сказка» представляет собой компиляцию разнородных фрагментов, объединенных неким сюжетом, который позволяет воспринимать их как единое целое.

Вопреки своему названию, проект не имеет ничего общего с растафарианством.

Это, конечно, не наркоманский и не растаманский фольклор. Это литература. Безусловно, выросшая на растаманской-хиппистской культуре, но критичная и рефлексивная».

Специфические термины и отдельные элементы этого вероучения присутствуют в «сказках» постольку, поскольку они имеют хождение в среде русскоязычных любителей конопли, и в силу того, что слово «растаманы» часто используется ими в качестве самоназвания.

«Растаманские сказки» - не только литература. Это и этнография одного малого субэтноса, выделившегося в результате «гласности» и «прулялизма» перестройки... Его мировоззренческие и поведенческие черты (примитивизм, культ духовной чистоты и «детскости», рустикальность и этничность, любовь к экзотике и живой природе, корпоративность, беззаботность и т.д.) выделяют «растаманское» искусство в особую культурную нишу, которая у нас окончательно сформировалась ещё в конце 80-х.

В 2004 году сборник был номинирован на премию «Национальный бестселлер», заняв 13-е место в шорт-листе конкурса.

Официальный сайт проекта - http://rastaman.tales.ru - открылся в январе 1999 г. и является одним из старейших литературных проектов в Рунете.

Словарик:

1) Авраами́ческие монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей кпатриархусемитскихАврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное ПисаниеВетхого Завета.

2) Джа (Jah ) - имяБогарастафарианстве. Существует несколько версий происхождения слова Джа. Возможно «Джа» («Jah» ) является сокращением от имени ЯхвеИегова (ср.Jah ve).

3) Ска Ska ) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. «sound systems»), позволявших танцевать прямо на улице.

Звуковые установки - не просто стереоколонки, а своеобразная форма уличных дискотек, с ди-джеями и их передвижными стереосистемами, с возраставшей конкурентной борьбой между этими ди-джеями за лучший звук, лучший репертуар и так далее.

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов , а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба , тромбон и саксофон . Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии.

4) Боб Марли англ. Bob Marley ; полное имя Ро́берт Не́ста Ма́рли англ. Robert Nesta 6 февраля1945, Найн-Майлс,Ямайка11 мая1981Майамиямайскийгитариствокалисткомпозитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло 30 лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стилерегги. Именно благодаря его международному успехурегги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.

5) Хайле Селассие I (в переводе самхарского - мощь, сила Троицы) (23 июля1892 года27 августа1975 года), до коронации -рас Тэфэри Мэконнын , последний императорЭфиопии2 апреля193012 сентября1974), происходивший из легендарной династии потомков царяСоломона. Возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во времяитало-эфиопской войны 1935-1936 годов. Один из инициаторов создания в 1963 годуОрганизации африканского единства. В сентябре1974 года свергнут революционными военными. В августе1975 года убит (задушен военными армииМенгисту Хайле Мариама).

Реферат >> Социология

Сбывшимся. Так зародилось Растафарианство . Растафарианство призвано освободить африканские нации... Англии, размышления и суждения великого растамана насчет индийской конопли выделены в... Западной цивилизации - недаром растаманы не носят синтетику как...

  • Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

    Курсовая работа >> Социология

    Байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ... рабов. Местом рождения растафарианства считается остров Ямайка, где... байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы , рэперы); криминальные (гопники, ...

  • Основные аспекты, раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности

    Реферат >> Социология

    По слухам, имевшее резонанс. Растаманы Субкультура, возникшая в 20-е гг... пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство . С самого первого дня... в статье О.Ровинской) . Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые...

  • Для начала обратимся ко всезнающей Википедии.

    Растаманы — это последователи религиозного движения растафарианство. Название субкультуры происходит от имени последнего императора Эфиопии Рас Тафари Макконена, после коронации принявшего имя Хайле Селассие.

    Именно его, впоследствии, растафари наделили божественной силой и нарекли его именем Джа (искаженно от «Йегова»). Согласно одной из легенд растафари считают, что все земное человечество зародилось в Эфиопии, именно на её земле был рай.

    Также они полагают, что изначально Библию написали на амхарском языке (официальный язык Эфиопии), а позже перевели на древнееврейский.

    По одному из толкований их Библии, чернокожие были отданы богом Джа в рабство белым людям в наказание за грехи и, следовательно, должны жить под гнетом «Вавилона», ожидая пришествия мессии, который вернёт всех чернокожих на родину в Эфиопию.

    «Вавилон» есть абстрактное понятие современного прагматичного индустриального мира.

    Заметить растамана не составит труда. Как правило, они носят яркие красно-желто-зеленые (именно эти цвета составляют флаг Эфиопии) объемные шапки, из-под которых торчат дредлоки — косички из взбитых в колтуны волос.

    Именно по ним Джа узнает своих последователей и, в случае Апокалипсиса, вытянет их из бездны. Ещё растаманы носят мешковатые одежды с символикой почитаемой культуры — это лист каннабиса, надевают соответствующие украшения (бусы, браслеты).

    Философия

    В свои размышления растаманы погружаются под звуки музыки в стиле регги, классическим примером которой является творчество Боба Марли. Но и сами растаманы играют свою музыку, отбивая ритмы регги на барабанах.

    Курение марихуаны допускается в рамках какого-либо божественного ритуала, приближая растамана в таком состоянии к богу Джа.

    Заповеди

    У растаманов, как у всех верующих, есть свои правила, которым они стараются неукоснительно следовать, как завещал их бог Джа:

    • уважать традиции растафари и традиции других религиозных культур;
    • почитать человечество;
    • проповедовать растафарианство;
    • философствовать;
    • курить марихуану;
    • постигать смысл жизни.

    Помимо заповедей есть и запреты у последователей растафарианства. Табу наложены на курение табака, распитие крепкого алкоголя, игры в азартные игры, все это противоречит философским убеждениям.

    Ещё есть гастрономические запреты. Так им не разрешается есть свиное мясо, очищенную от чешуи рыбу, моллюсков, соль и пить молоко.

    Растаффари в России

    Растафарианство в России нашло последователей в середине 1990-х годов и совпало с падением «железного занавеса», отделяющего советских граждан от других мировых культурных, религиозных, музыкальных направлений.

    Постсоветские растаманы не имеют ничего общего с истинными последователями растафарианства.

    Они курят одурманивающие смеси, носят трехцветные шапочки, позволяют себе бездельничать, слушают регги, но при этом не являются исконными последователями идеи африканского превосходства, потому как не имеют ни малейшего представления об истории возникновения оригинальной субкультуры и её философии.

    Субкультура растаманов – это не только знаменитый эфиопский триколор, каннабис и регги, смысл субкультуры куда глубже, а появилась она вообще из религиозных верований. Растаманами называют представителей культуры Растафари, сформировавшуюся примерно в 1920-х годах на Ямайке. Базой для субкультуры послужили африканские национально-религиозные движения или секты, в этом многообразии наиболее яркими фигурами были эфиопский император Хайле Селассие и ямаец Маркус Мосайя Гарви. Растафарианство перенеслось с Ямайки в Эфиопию благодаря дипломатии того самого Хайле Селласие, который обозначил это движение, как «рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии». После 60-х растафарианство появилось в Америке и странах Карибского бассейна.

    Субкультура растаманов вышла из религии растафарианства, в которой присутствует культ употребления конопли с целью легкого вхождения в транс для молитвы или обрядов. Однако, растаманами часто становятся просто, чтобы носить дреды и курить траву, причем это касается как Эфиопии, так и России. У настоящих растаманов есть своя философия, у них запрещено пить алкоголь, курить табак, носить чужие вещи, есть свинину и рыбу, пить молоко. В целом, растаманы, как и , выступают за мир во всем мире, взаимопомощь и любовь к ближнему, бесконечное познание себя и личную свободу.

    Внешний вид растамана

    Внешний вид растамана на фоне российских городских пейзажей трудно не заметить. Обычно они носят майки с изображение конопли, вязанные шапки и сумки, штаны-алладины и тонны феничек. Конечно, натуральные дреды – самый лучший признак растаманы, их украшают лентами, кольцами, банданами. В почете носить одежду из натуральных тканей, к примеру, изо льна или конопли, обычно она производится в Индии, Камбожде, Эфиопии.

    Музыкальные предпочтения

    К любой субкультуре прилагается музыка, так и у растаманов есть свое излюбленное направление – регги. Идол регги, конечно, ямайский музыкант Боб Марли. Первыми основателями этого жанра в России были и остаются Jah Division. Также в России есть и свои кумиры регги, например, Борис Гребенщиков, Alai Oli, АКИМАМА, Рома В. П. Р., лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который создал книги «Растаманские народные сказки». Песни про избавление от Вавилона (белой культуры) и позитивные вибрации звучали еще 400 лет назад: они были призывом к свободе и любви. Обычно те, кто исполняет регги, считают себя представителями субкультуры растаманов. По всему миру устраиваются фестивали регги, проводятся лекции, творческие встречи, мастер-классы по плетению дредов, феничек.

    Субкультура «растаманы» у большинства людей ассоциируется с наркотиками (в основном коноплей) и музыкой в стиле регги. На самом деле это течение, появившееся в начале прошлого века в Карибском бассейне, — нечто большее, чем конопля и музыка. Но те, кто ассоциирует растаманов с наркотиками и регги, отчасти правы.

    Представители данной культуры, как правило, выделяются из толпы простыми, но яркими одеяниями. Их основная символика — это лист конопли, дреды (согласно легенде, когда придет конец света, именно по ним будут узнаны и спасены все растаманы на планете), иногда вязаные шапки в 3 цвета: красный, желтый, зеленый.

    Субкультура в целом считается безобидной, но все же мировая общественность относится к ее приверженцам с определенным опасением из-за употребления ими наркотиков. То есть по сути растаман — это человек, который культивирует и употребляет коноплю, слушает (и пропагандирует среди широких масс) регги, пытается постигнуть смысл жизни, не причиняя при этом зла окружающим. Говоря иными словами, народ этот миролюбивый, беззлобный, но весьма своеобразный.

    Задав обывателю вопрос о том, сложно получить однозначный (а тем более — правильный) ответ. Большинство людей воспринимает их как бездельников и наркоманов, которые понапрасну прожигают свою жизнь.

    Вообще, изначально данная идеология появилась в Африке в качестве протеста против американской демократизации. Но со временем она настолько видоизменилась, что от прежних растаманов осталась лишь символика. Современные представители данного течения в основном, помимо философствования, курения марихуаны и игры на барабанах, ничем не заняты.

    Тем, кто не знает, кто такие растаманы, и видит их впервые, они могут показаться довольно агрессивными (возможно, из-за ярких цветов в одежде и вызывающих причесок), но Помимо обозначенных особенностей, в данной культуре, как и в любой другой, есть свои запреты. В частности, ее представителям запрещено курить табак и употреблять алкоголь (они ограничиваются марихуаной). Кроме этого, настоящие растаманы не носят чужих вещей и не едят пищу, приготовленную другими. Они не пьют коровьего молока, не употребляют свинину и соль, а также чищеную рыбу и каких-либо моллюсков.

    В постсоветском обществе относительно недавно узнали, кто такие растаманы. Многие представители молодежи сразу же попытались присоединиться к данному течению, но в связи с достаточно поверхностным пониманием ценностей течения и его философии большинство ограничивается лишь дредами, яркими шапками и курением конопли.

    Настоящим пророком для любого растамана является Боб Марли, причем не только из-за своей музыки, но и благодаря жизненной позиции. Тексты его песен часто цитируются представителями культуры, переводятся на различные языки, перефразируются и т. д.

    А вообще, если рассматривать данное течение как религиозное (существует даже соответствующая религия — растафарианство), то оно уходит своими корнями и в христианство, и в ислам, и в иудаизм. Для истинных растаманов это действительно не просто образ жизни или времяпрепровождения, а настоящая религия.

    Кроме наркотиков, регги, яркой одежды и дредов, у представителей растафарианства есть масса позитива: вера в лучшее будущее, получение максимума от жизни сегодня (а не откладывание всего хорошего на завтра, как это делают многие). Так что для тех, кто не знает, кто такие растаманы, ответ может быть такой: это счастливые жизнерадостные люди со своеобразной философией, культом марихуаны, регги и Боба Марли.