Женский портал - Srt-mx
Поиск по сайту

Детские маты в шахматах. Что это такое? На что стоит обратить внимание

Шахматы – это одна из самых сложных игр на Земле. Самое важное в этой игре – внимательность, стратегия, терпение и ум. Существует бесчисленное множество ходов, благодаря которым можно с легкостью выиграть противника. Существует также много способов поставить красивый мат. Один из таких способов – быстрый мат.

Шахматная партия может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Но существуют комбинации, которые помогут одержать победу в самом начале игры, поймав противника в ловушку. Есть много вариантов как поставить мат в дебюте игры. Рассмотрим некоторые из них.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

1. Дурацкий мат

Такой мат можно поставить только противнику новичку, который начал знакомится с игрой. Этот мат ставится на втором ходу шахматной партии, если играть черными фигурами, если же играть белыми, то он осуществим только на третьем ходу. Всего существуем восемь комбинаций дурацкого мата, но он всегда ставится ферзем или слоном (реже).

Выиграть этим способом можно, поставив черную пешку на e7, а затем переместить черного ферзя по диагонали h4 (в другой ситуации h5) на клетку e1 (или e8, если перемещать по диагонали h5).

2. Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Чтобы выиграть в шахматную партию за три хода, лучше выбрать белые фигуры. Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5. Шах и мат!

Такой мат очень прост, поэтому противник сразу же запомнит его и в следующий раз не позволит выиграть таким способом, из-за этого на такой мат нельзя положиться.

Необходимо открыть диагональ для королевы и заставить противника открыть защиту короля, поэтому пешка е2 перемещается на е4. После этого нужно захватить пешку противнику своей пешкой е4 (е4xf5). Вражеский король открыт, поэтому ферзь перемещается по диагонали на h5. Конец игры!

Победить соперника за пару ходов приятно, но, к сожалению, все комбинации подобного рода запоминаются за один раз. Поэтому быстрый мат можно поставить только новичкам или очень невнимательным игрокам.

Интересный факт! Быстрый мат на международном чемпионате

Известно, что на крупных чемпионатах дважды ставили дурацкий мат. Но иногда у быстрого мата есть и другие причины. Например, в 1970 году на международном чемпионате по игре в шахматы всемирно известный гроссмейстер Оскар Панно отказался играть в 7 часов вечера из-за религиозных убеждений, поэтому его оппонент Фишер выиграл, не сделав ни одного хода.

Видео – Быстрый мат в шахматах

Видео – Детский мат в шахматах

сложность: ★

Детский мат - один из примитивнейших способов выиграть партию белыми. Своё популярное название он получил от того, что часто встречается в детских турнирах. Но разумеется, в шахматы невозможно выиграть простыми методами у более-менее искушённого противника. Тем не менее, многие задаются вопросом, как поставить детский мат. Посмотрим, в чём же он заключается и как от него защититься.


1. e4 e5

Обе стороны начинают игру самыми популярными ходами. Ходом е4 белые занимают центр пешкой, открывают диагонали для слона и ферзя. Те же цели преследуют и чёрные, играя е5.

Но уже следующим своим ходом белые обозначают агрессивные намерения. Вводится в игру ферзь, при этом создаётся нападение на пешку е5. Но эта угроза слишком прозрачна, а белые нарушают один из важнейших принципов разыгрывания дебюта: не вводить ферзя в игру слишком рано. Лучше сыграть 2. Кf3, после чего игра может перейти, например, в , или . Ход 2. Кс3 ведёт к . Существует и острая жертва пешки 2. f4 - .

2. ... Кc6

Чёрные развивают коня, защищая пешку.

Белые развивают слона, создавая угрозу самому слабому пункту в лагере соперника - пешке f7. Если чёрные теперь сделают беспечный ход, например 3. ... Кf6, то последует 4. Фf7# - тот самый детский мат! На эту простенькую ловушку и рассчитывают белые. Но чёрные не обязаны в неё попадаться...

3. ... g6

Вот и простая защита от детского мата. Чёрные отражают угрозу "с темпом". Так на шахматном языке называются ходы, время. Белые теперь вынуждены тратить ход на то, чтобы отступить ферзём, вместо того, чтобы, например, продолжить развитие других фигур. Потому и не рекомендуется вводить в игру самую ценную фигуру слишком рано.

Белые тоже пытаются отступить "с темпом". Вновь грозит Ф:f7#.

4. ... Кf6

Но чёрные продолжают успешно сочетать защиту с развитием собственных сил. Конь сейчас защищён ферзём d8 и белым невыгодно его брать.

Лучше было начинать наконец развивать другие фигуры, сыграв, например, 5. Ке2. Но белые упорствуют в своём намерении съесть пешку f7. Правда, теперь на острие атаки слон и мат не грозит.

5. ... Кd4!

Чёрные переходят в контратаку. Под ударом ферзь, пешка с2, пешка е4... Но разве белые не могут взять пешку f7?

6. С:f7+

Если белые сыграют 6. Фd3, пытаясь защитить все свои слабости, то последует 6. ... d5! 7. еd Cf5 с последующим 8. ... K:c2+ и выигрышем ладьи а1 с помощью .

6. ... Крe7

Выясняется, что теперь ферзь должен отступить от атаки коня так, чтобы сохранить защиту слона f7.

7. Фc4 b5!

Несмотря на то, что детский мат и может принести несколько очков в турнирах начинающих, привыкших делать ходы е5, Кc6, Кf6 вне зависимости от того, что делает соперник, играть так белыми вредно для собственного совершенствования. Ведь на вопрос "как поставить детский мат" ответ - никак, если противник знает что делает. Надо учиться переигрывать соперника, а не стремиться поймать его в дешёвую ловушку, нарушая .

В книгах с шахматными задачами мат в 3 хода будет одной из первых головоломок. Этому учат уже на первых уроках в шахматных школах.

Детский мат

Многие полагают, что мат в 3 хода имеет другое название - детский. На самом деле это не так. Детский мат ставится в четыре хода. Такая ситуация возникла из-за того, что такую расстановку обычно разыгрывают новички - а это, как правило, дети.

Суть детского мата заключается в том, чтобы атаковать уязвимую клетку F7. Уязвимой она является из-за того, что защищает ее только одна фигура - король. Рассмотрим классический мат в четыре хода белыми. Первое действие - королевская пешка на Е4. Черные должны сделать аналогичный ход. Второй ход белых - белый офицер на С4. После этого черный конь ходит с В2 на С6, а белая королева - на Н5. Затем происходит самая главная ошибка - в попытке атаковать конь ходит на клетку F6. Пешка, которая находится на F7, остается защищенной только королем, поэтому ее без проблем захватывает белая королева. Игра закончена.

Мат в 2 и в 3 хода

Мат в 3 хода очень сильно напоминает дурацкий, который ставится в два хода. Но есть отличие. Если дурацкий мат могут поставить только черные фигуры, то на мат в 3 хода способны и белые. Для этого им необходимо совершить ход пешкой, которая находится возле короля , на два шага, а черные должны сделать ход пешкой при черном слоне. Второй ход белых может быть любым, но не должен перекрыть королеве путь к полю Н5. Классический второй ход черных предполагает шаг пешки на G 5. После этого белая королева может захватит поле Н5. Вот и все, на этом игра заканчивается. Предотвратить подобный исход поединка очень легко. Достаточно не делать один из двух описанных выше шагов черных фигур.

Мат в три хода с захватыванием фигур соперника

Белые фигуры могут поставить мат, для которого понадобится три хода, при этом захватив несколько черных фигур. Для начала надо открыть ферзя, а оппонент должен открыть своего короля пешкой, которая находится возле слона. В таком случае ваша пешка может взять пешку соперника, заняв поле F 5. Вы сможете быстро закончить партию только в том случае, когда ваш противник сделает ход пешкой на G 5, чтобы она стала рядом с вашей пешкой. Такой ход сделает невозможной защиту короля. Ход королевой по диагонали на клетку Н5 завершит игру в три хода.

Такой исход поединка встречается очень редко. Дурацкий или детский мат встречаются еще реже. Чтобы заверить игру таким образом, ваш противник должен плохо играть в шахматы. Однако это основы шахматной грамоты, и их нужно освоить для понимания более сложных расстановок.

Мат в 3 хода является одним из представителей быстрых итогов партии, позволяющих закончить игру менее чем за четверть часа. Такая комбинация может применяться против неопытного противника незнающего тонкостей быстрого завершения партии. Стоит отметить, что для выполнения мата в три хода необходимы не только правильные ходы подконтрольных игроку фигур, но и верные ответы противника. То есть это комбинация, в которой самым важным является то, как отвечает на ходы противник.
Рассмотрим два вариант выигрыша партии в 3 хода, без захвата фигур и с захватом фигур. Для обеих комбинаций необходимо играть белыми фигурами и задавать ход игре.

Мат в 3 хода без захвата фигур:

1. Начинается игра ходом пешки на d3, целью этого действия является провокация противника на ответное перемещение пешки на f6. Также подойдёт если оппонент произведет ход пешкой не на одну клетку, а на две разместив её на f7 и открыв короля для удара по диагонали.

2. Следующим ходом белых будет открытие диагонали для ферзя методом перемещения пешки на e4.Ответом чёрных должен стать ход пешкой при коне на g5, тем самым убирая возможность блокировки атаки ферзя этой фигурой.

3. Завершающий ход - это диагональное перемещение ферзя h5, такая комбинация на шахматной доске является матовой.

Мат в 3 хода с захватом фигуры:
1. Первоначально сделай ход пешкой при короле на е4, вследствие чего будет открыт ферзь для хода по диагонали. Ответной реакцией противника должен стать ход слоновой пешкой на f5 как попытка помешать продвижению вашей пешки.

2. После хода противника он сделал возможным убийство его пешки на f5, незамедлительно делаем такой ход, оставляя оппонента без одной фигуры на доске.

Ответом чёрных должен стать ход пешкой при коне на две клетки (на g5).

Отсутствие двух пешек при слоне и коне на исходной позиции, делает возможным мат ферзём, перемещённым на h5.

В этой ситуации у противника без двух пешек на месте не остаётся средств для осуществления защиты короля.
Данные комбинации являются базовым примером, у которого может быть множество модификаций, основа всего замысла это открытые пешки при слоне и коне. Противник, делая такие ходы, даёт свободу действия для ферзя, расположенного по диагонали к королю на h5.

Детским матом в шахматах называют самый быстрый вид мата, который ставят человеку, не умеющему играть в шахматы и, соответственно, не понимающему многие стратегические или тактические хитрости этого прекрасного времяпрепровождения.

Большинство неопытных шахматистов по незнанию думают, что детский мат бывает только одной разновидности: когда белые объявляют его в три хода чёрному королю. Это только половина дела, так как существует ещё один вариант детского мата в шахматах, когда этот мат ставят чёрные за два хода.

Кроме того, наверняка никому не хочется с треском проиграть и опозориться в глазах противника, поэтому вам нужно знать, как вы можете выстроить защиту , чтобы не позволить сопернику заматовать вас.

Детский мат белыми в три хода

Конечно, детский мат в шахматах со стороны белых ставится не в три, а в четыре хода, поскольку только на ходу номер четыре фигуры белого войска ставят мат. Однако, традиционно в мире шахмат он считается матом, который ставят за три хода.

Детский мат чёрными в два хода

Вы, возможно, не поверите, но стоит белым сделать в начале партии два глупых хода, и игра может закончиться для них катастрофой, поскольку чёрные с лёгкостью поставят мат.

Белые начинают и ставят пешку на поле f4. Слабость этого хода в том, что в лагере белой армии ослабляется одно из ключевых полей — f2, которое не следует открывать без особой надобности начинающему в шахматах. Чёрные отвечают на этот ход, передвигая свою пешку на е6 и открывая дорогу своему ферзю.

На втором ходу белые, не замечая угрозы потенциального мата со стороны чёрного ферзя, передвигают свою пешку на поле g4. Этот ход уничтожает любую возможность защиты от разящего удара, который придёт уже на следующем ходу. Чёрный ферзь перемещается на поле h4 и объявляет мат беззащитному белому монарху.

Способы защиты от детского мата

Защищаемся чёрными

Итак, белое войско уже разместило слона на с4 и ферзя на h5. Угроза проигрыша уже чётко различима, и у чёрных есть только один шанс исправить ситуацию. Как же это сделать наилучшим образом?

  1. Ответ прост: нужно сходить ферзём на поле f6. Почему именно так? Дело в том, что так обеспечивается надёжная защита слабого поля на f7, к тому же ферзь нападает на пешку f2. Если белые не примут защитные меры, то чёрные переместят слона на с5 и нацелятся на матование короля на поле f2.
  2. Другой вариант состоит в ходе на g6 со стороны пешки, одновременно нападая на ферзя и вынуждая его спасаться бегством. Ферзь может отойти на поле f3 и оттуда продолжать давить на f7. Решается эта проблема легко и непринуждённо, и сразу же при этом достигается две цели, а именно: перемещаем коня на f6, защищаясь от матования, и развиваем фигуру, что очень важно в дебюте игры.

Итогом попыток белого воинства с наскока завершить игру стало лишь то, что ферзь в начале игры сделал слишком много ходов, а чёрные в это же время элегантно и без особых усилий отбили угрозу и развили часть своих фигур, в результате улучшив и укрепив свою позицию, что даёт им небольшой перевес перед переходом в середину игры или миттельшпиль.

Обратите внимание, что вы не можете ставить свою пешку на поле g6, если до этого момента конь не выдвинулся на с6 или отсутствует пешка на поле d6, которые могут защитить и прикрыть далеко выдвинутую пешку , одиноко стоящую на поле е5. Если вы не послушаете этого совета и пойдёте на g6, то получите шаховую вилку, когда ферзь заберёт е5 в пользу белых, нападёт на короля и одновременно на ладью, которая станет его следующей жертвой.

Защищаемся белыми

Здесь защита не потребует от вас особого напряжения. Нужно всего лишь запомнить , что в начале игры не надо перемещать свои пешки на g4 и f4. Этого достаточно, чтобы избежать детского мата в шахматах.