Женский портал - Srt-mx
Поиск по сайту

Основные виды религий. Мировые религии

Что такое религия. Понятно, что ответ на этот вопрос про­звучит по-разному, если его давать с религиозных и научных позиций. При этом оба подхода к определению религии име­ют право на существование. В этом параграфе рассматривает­ся взгляд на религию как на одну из важнейших составных частей духовной культуры, её стержня. Так религию понима­ют в обществознании в широком смысле слова. А в узком смысле подразумевают конкретную религию - а это духов­ная общность людей, имеющая единое происхождение, ха­рактеризующаяся определённой догматической и культовой спецификой.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов.

Сколько всего религий существует в мире и сколько их существовало в древности, доподлинно не знает никто. Го­ворят о тысячах религиозных форм и видов, которые возни­кали, расцветали и погибали. Возможно, их столько же, сколько существовало на свете народов, племён, наций, по­скольку каждая человеческая общность обретала зримые черты культурного целого лишь тогда, когда у него появля­лась система высших ценностей, неприкасаемых святынь, почитаемых ритуалов и традиций. Если учитывать сохра­нившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то об­щее число религиозных верований достигнет многих десят­ков тысяч.

Классификация религий. Возможны различные класси­фикации религий, конфессий в зависимости от критериев, которые лежат в их основе.

Конфессия - церковь, вероисповедание.

В современной учебной литературе часто используется такая классификация.

1) Исторические типы:

а) архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животного и растение (тотем), обла­дающих сверхъестественной силой,

Фетишизм - поклонение фетишу, неодушевлённому предмету, наделяемому сверхъестественной силой,

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населя­ют мир наравне с людьми;

б) современные религии:

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам),

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселен­ной (буддизм, даосизм, конфуцианство).

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов,

Монотеистические - вера в одного-единственного бога.

3) По степени охвата населения:

Мировые - христианство, буддизм, ислам,

Локальные (племенные, местные верования, нацио­нальные религии) - иудаизм, конфуцианство, син­тоизм и др.

Религия развивается от веры во многих духов (богов), олицетворением которых становятся силы и явления при­роды, до учения о едином Боге Творце (монотеизм). У всех монотеистических религий много общих черт.

Сошествие во ад. Фрагмент мозаики. V в.

Мировые религии. О количестве мировых религий учё­ные не пришли к единому мнению: хотя большинство схо­дится на числе 3 (христианство, буддизм, ислам), в литера­туре часто можно встретить упоминание о 4, 5, 7 и даже больше универсальных религиях, причисляемых к миро­вым. К примеру, Иерусалим часто называют священным го­родом трёх мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. В этом ряду отсутствует буддизм; если его вклю­чить, то мировых религий станет 4.

Мировые религии - понятие, характеризующее наибо­лее распространённые и значительные религиозные си­стемы на нашей планете.

Первыми, кто решил делить все религии на мировые и остальные, были христиане. Поначалу они относили к ми­ровым религиям христианство, иудаизм и язычество. В те времена христианство ещё не разделилось на западное и восточное, а ислам не возник вовсе.

Согласно мнению группы американских исследователей, мировыми религиями признаются 12, а именно: бахаизм, буддизм, конфуцианство, христианство, индуизм, ислам, джайнизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, таоизм и зороас­тризм. Ни одна из этих религий не представляет собой моно­литного целого. Напротив, благодаря схизме (расколу), происходившей рано или поздно в каждой из них, они дели­лись на множество течений и направлений. Поэтому спе­циалисты считают, что общее название - всего лишь соби­рательное имя для разнородных толков, имеющих друг с другом больше общего в части доктрины, организации и ре­лигиозной практики, чем с другими направлениями. К то­му же у них общая историческая судьба.

Однако наиболее распространена точка зрения, согласно которой существует только три мировые религии - христи­анство на Западе, буддизм и ислам на Востоке. Они отлича­ются полиэтнической распространённостью (т. е. получили распространение у многих народов) и отсутствием выражен­ной этноцентричности в своей догматике. Иудаизм - рели­гия преимущественно одной нации, хотя она широко рас­пространена во всём мире. К тому же в иудаизме резко вы­ражена этноцентричность - учение о евреях как избранном народе. Иудаизм, христианство и ислам - три теистиче­ские религии, адепты которых веруют в единого Бога. Хри­стиане верят в триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.



Основной источник вероучения - Библия. Она состоит из двух частей - Ветхого Завета (Священное Писание как для христиан, так и для иудеев) и Нового Завета (признаёт-

ся только христианами). А мусульмане равно чтят и Ветхий и Новый Завет, а также Коран.

Христианство, буддизм и ислам, в отличие от националь­ных религий (иудаизм, индуизм и др.), имеют межнацио­нальный характер. Возникновение мировых религий - ре­зультат длительного развития политических, экономиче­ских и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер христианства, буддизма и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Ми­ровым религиям в большей или меньшей степени свой­ственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведу­щего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те каче­ства и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Ещё одна отличительная особенность мировых рели­гий - для них не существует социальных границ среди прихожан, все они равны, что также способствует распро­странению этих религий по всему миру.

Современная наука утверждает, что абсолютное боль­шинство известных религий возникло в качестве племен­ных культов. Мировые религии объединены рядом специ­фических характеристик: а) высокая степень абстрактности основных догматических положений, универсализм уче­ний; б) наличие догматики, допускающей различные вари­анты толкования исходного сакрального текста, исповеда­ния и обрядовой практики, способность к разветвлению ос­новного учения; в) социальная «растворённость» религии в обыденной жизни людей, причастность к их бытовым про­блемам и нравственным коллизиям, отсутствие жёсткой границы между сакральным и мирским, между служителя­ми и паствой (в отличие от обособленных жреческих каст), участие всех верующих в обрядовых церемониях (в отличие от древних религий, где обрядовая практика осуществля­лась только жрецами), обращённость этих религий непо­средственно к каждому верующему лично; г) сравнительная понятность основных догматических постулатов для верую­щих, возможность личного спасения через правильное по­ведение; д) формальное равенство всех людей перед Богом,


отсутствие сословных или национальных привилегий в во­просах веры.

Христианство делится на три основных направления: православие, католичество и протестантизм. Но не суще­ствует единой Протестантской Церкви (протестантских на­правлений и школ в мире несколько тысяч), а Православ­ная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Гру­зинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необхо­димо для того, чтобы отдельные Церкви были частью еди­ной Вселенской Церкви) и признают друг друга истинными Церквами.

Мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все её ча­сти в разных странах мира находятся в общении между со­бой, разделяют единое вероучение и признают папу римско­го своим главой. В Католической Церкви есть деление на об­ряды (общины внутри Католической Церкви, отличающие­ся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. По­этому есть католики римского обряда, католики византий­ского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.

В настоящее время Католическая Церковь насчитывает около двух тысяч различных орденов и движений. Посколь­ку большинство движений состоит из светских людей, они дают мирянам реальную возможность участвовать в жизни Церкви. В движениях (своего рода братствах) люди, не стре­мящиеся избрать монашеский путь, смогли реализовать свою потребность жить по Евангелию.


Согласно прогнозам учёных, при общем росте численности населения Земли огромный взлёт ожидает прежде всего ислам, количество приверженцев которого должно возрасти с 1,2 млрд в современном мире до 4,4 млрд к 2100 г.; христиан­ство увеличит число своих сторонников лишь до 2,2 млрд (прежде всего за счёт католической Латинской Америки). Ны­не христианство - самая распространённая на Земле религия.

Роль мировых религий в жизни человечества. Мировые религии можно уподобить мировым империям, простирав­шимся на огромных территориях. Тех и других в истории человечества было крайне мало. У буддизма, христианства и ислама подданных ещё больше, чем было у светских пра­вителей. Сакральной власти подчиняются миллиарды, мир­ской - десятки и сотни миллионов людей.

Религиозные ереси, секты, новые конфессии и религиозные организации, а их количество превышает несколько тысяч, не могут конкурировать с тремя мировыми гигантами в борьбе за умы и души людей. Каждая из них, будь то баптисты, Богоро­дичный центр или бахаизм, борется за жизненное простран­ство, стремясь отвоевать у мировых религий хотя бы клочок культурной территории. Несмотря на то что в большинстве стран новые религиозные течения официально регистрируют­ся, но в подавляющем большинстве они не поддерживаются го­сударством, не приветствуются населением, встречая подозре­ние, непонимание или откровенную вражду. Тем не менее уз­кий круг последователей сект и течений до фанатизма предан корпоративным ценностям и идеалам, которые основатели секты или нового течения выдают за откровение Божье.


Религии создаются не людьми, хотя у многих есть кон­кретные основатели. Последние выступают не от своего имени, они - посредники между этим и тем миром, доль­ним и горним. Они лишь доносят до людей волю Бога или богов, действуя от их имени и по их поручительству. Основ­ной вопрос здесь вовсе не о власти, а о смысле жизни и веч­ных ценностях. Религия - это богооткровение, а не сумма суждений частного лица по поводу устройства общества. Бо­гооткровение - вещь чрезвычайно редкая. У мировых ре­лигий есть весомые основания и доказательства того, что правом на него обладают только они, а многочисленные ере­си, как старые, так и новые, - всего лишь подделки, сурро­гаты, фальшивки. Мировые религии призваны хранить дар богооткровения с самого своего рождения в неизменном ви­де. Вот почему они столь консервативны, вот почему они не

----- н----- меняются и с трудом приспосабливаются к меняющейся ре­альности, законно полагая, что приспосабливаться как раз должна она, ибо религия - носитель вечных истин бытия.

Мировые религии, борясь и побеждая, существуют 2500 лет. И с каждым годом, каждым десятилетием их ду­ховная власть не ослабевает, а, напротив, укрепляется: чи­сло сторонников растёт, равно как и авторитет в мире. Се­годня эксперты говорят о столкновении цивилизаций, под­разумевая противоборство не империй или сверхдержав, а религий, в частности христианства и ислама.

Религиозные конфликты. Несмотря на то что Рели­гиозные войны ушли в прошлое, религиозный фактор во многих конфликтах продолжает играть важную роль. В последние десятилетия религиозную окраску носили конфликты в Боснии (противоборствовали католики, православные и мусульмане); Китае (коммунисты - их можно интерпретировать как атеистов - против христи­ан, буддистов и мусульман); Индии (индуисты, мусуль­мане, сикхи); Индонезии (христиане и мусульмане); Ближнем Востоке (иудеи, мусульмане, частично христи­ане); Северной Ирландии (христиане: протестанты и ка­толики); Шри-Ланке (индуисты и буддисты); Судане (христиане, мусульмане и анимисты) и пр. Властями во многих странах мира практикуется нетерпимость к ино­верцам и запрещаются определённые религии и культы.

Во всех крупнейших конфликтах конца XX - начала XXI в. присутствовала религиозная составляющая. Так, Католический костёл сыграл ведущую роль в становлении польской «Солидарности», а сербский патриарх Павел - в антимилошевичском движении. Антизападный и антимо- дернизационный характер носили и носят Исламская рево­люция в Иране (1978-1979). К этим примерам можно доба­вить исламское восстание на Филиппинах, преследование Индонезией католиков Восточного Тимора, конфликт Па­кистана и Индии в Кашмире, Чечня, Судан, Ольстер, кон­фликт Греции и Турции из-за Кипра и т. д.

В конце 1990-х гг. американские баптисты опубликовали итоговые цифры: по их оценке, в XX в. около 100 млн хри­стиан погибли как мученики за веру. Возможно, эта цифра и завышена, но всё же весьма показательна.

- ■ т Я ■ ! :->"■;■ ЯПШ Й*. - : ViЩ&- . ii" : : : " \ .:"" f

Двухсотлетний период Религиозных войн в Европе дале­ко позади, но слова Паскаля: «Люди никогда не делают зло в столь полном объёме и с такой радостью, как ради своей веры», - остаются актуальными.

Основные термины и понятия

■ншашннннапанваашмнаннаншшн Религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, миро­вые религии

Вопросы и задания

1. Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и атеистов? Почему?

2. Охарактеризуйте роль религии в жизни человека, общества, го­сударства. В чём состоит моральная сила религии?

3. Что такое мировая религия? В чём суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4. Какую роль мировые религии играли и играют в истории чело­вечества?

5. Какую роль играет религиозный фактор в современных кон­фликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь пово­дом для начала вооружённого противостояния?

Практикум

■■■■ннвнн^ннмшаааашнвннннваншнвввшн

1. Опираясь на ваши знания истории, проиллюстрируйте кон­кретными примерами классификацию религий, данную в па­раграфе.

2. Одна из книг, посвящённая сравнительному анализу религиоз­ных текстов буддизма, христианства и ислама, получила название «А Бог у нас один». Предположите, что и каким образом пытался доказать автор.

Не менее сложна ситуация и с ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к католицизму старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак католицизма - в признании Папы Римского главою церкви. К православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - нехалкидонские Древневосточные (ориентальные) церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания до обвинений в ересях .

Христианские конфессии согласно хронологии их обособления

  • Византийское Православие и Католицизм (обособились одновременно друг от друга).
  • Парахристианство (Псевдохристианство)

Конфессии в России

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» и подчеркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий.

Статья 13, часть 2 Федерального закона определяет особый статус иностранных религиозных организаций (созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства). Они имеют право открывать свои представительства на территории Российской Федерации, в том числе при российских религиозных организациях. Однако данные представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус «религиозного объединения», установленный Федеральным законом. Данные ограничения предполагают дифференциацию по юрисдикционному, а не конфессиональному признаку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Конфессия"

Примечания

  1. // Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
  2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - М., 2006
  3. //Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. - М: Русский язык , 1998.
  4. // Современная энциклопедия, 2000.
  5. Безнюк Д. К. (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1278 дней)) // Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . - Минск: Книжный Дом, 2007. - 960 с. - (Мир энциклопедий)
  6. Цыпин В. А. , прот. // Православная энциклопедия . Том VII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 270. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  7. Конфессия // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл-Ку. - М.: Большая российская энциклопедия , 2003.:ил. - «С. 115 ». ISBN 5-85270-201-3 (кн. 9), ISBN 5-85270-218-8
  8. Пучков П. И. , Казьмина О. Е. - М., 1997. - 286 с.
  9. Макдауэлл Джош , Стюарт Дон. «». - М.: Протестант, 1994. - 215 с.
  10. // Сторожевая башня , 1 ноября 2009 года. - С. 19. - ISSN 0043-1087
  11. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, - сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) - она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви» .

    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).

  12. // Православная энциклопедия Древо

Ссылки

  • Терехов В. П. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3 . - С. 194-197 .
  • Тишков В.А. // Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. - М.: Московское бюро по правам человека; Academia, 2008. - С. 7 .

Отрывок, характеризующий Конфессия

Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова конфессия

конфессия в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

конфессия

И, ж. (книжн.). То же, что вероисповедание.

прил. конфессиональный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

конфессия

ж. Вероисповедание.

Википедия

Конфессия

Конфе́ссия или вероиспове́дание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация .

Примеры употребления слова конфессия в литературе.

А вскоре после начала войны он понял еще и другое: конфессии , которые так и не удавалось выкорчевать из массовой психологии никакой антирелигиозной политикой, следовало обратить в верных слуг, а потом и в рабынь.

Величественный православный храм мирно соседствовал с Суннитской мечетью затейливой азиатской архитектуры и Армянской церковью, а суровое здание обкома партии в центре города как бы олицетворяло собой главенство коммунистической идеологии над всеми конфессиями - и над православными осетинами, и над мусульманами, к которым относились часть осетин, ингуши и представители других северокавказских национальностей.

Если же кто из верующих бывает в городах, где есть много инославных храмов, то они посещают их как туристы и как люди, знакомящиеся со службами других конфессий .

Совет по делам Русской Православной Церкви был слит с Советом по делам религиозных культов, занимающимся устройством дел инославных конфессий и сект, и получил наименование Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

Баптисты, евангелисты, лютеране и иные конфессии получили временную возможность проповеди и расширения своей деятельности, при условии выражения лояльности к советской власти.

В поправках будет отражена суть предложений русской церкви и других традиционных конфессий - псевдорелигии и псевдомиссионеры не смогут растлевать неокрепшие души людей.

Русь польско-литовская - полки смоленский, полоцкий, витебский, киевский, пинский и прочие и с ними татары всех конфессий собрались покончить с Орденом.

Новое ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, расшатывание и разрушение основополагающих моральных устоев, растаскивание на всевозможные секты, конфессии , веры-если не поставить всему этому жесткий заслон, может привести к тому, что процесс, станет необратимым.

На следующее утро тела президента Дарлинга и его жены перевезут на катафалке в Национальный собор вместе с тремя членами Конгресса - евреем, протестантом и католиком - для проведения заупокойной службы, общей для всех трех религиозных конфессий .

Точнее, богоугодного, потому что и другие конфессии благословили свою паству защищать Антивампирию -Родину.

Большое значение для консолидации кубинского общества имело налаживание конструктивного сотрудничества между руководством страны и религиозными конфессиями .

Викарий Христов - папа, викарий Брэйский - название сатирической песни о клирике, менявшем свою конфессию со сменами политической ситуации.

Уже было установлено приблизительное количество религиозных конфессий , к которым принадлежали погибшие, так что стали известны представители духовенства, которым предстояло принять участие в экуменической религиозной церемонии, которая была бы приемлема для всех вероисповеданий.

Многие конфессии утверждают, будто могут продемонстрировать своим прихожанам богов - католики, например, посредством Святого причастия.

Поэтому репрессии на представителей разных конфессий распространялись неравномерно, самый сильный удар приходился по Православию.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества

ВОПРОСЫ:

1. Основные религиозные конфессии на территории России.

2. Роль религии в духовном воспитании военнослужащих ВС РФ.

«Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет их вечным спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом святую Русь».

Фельдмаршал М.И. Кутузов

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии -это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г., говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости... Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Основные положения социальной программы российских мусульман» гласят: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины... Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Духовным основанием данных социальных положений для российских мусульман являются слова Пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине - часть твоей веры».

Русская Православная Церковь оказала сильное влияние на становление и укрепление государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси. Так, историк В.О. Ключевский писал, что церковь того периода «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

РПЦ превратилась в государственный институт в начале XVIII века по воле императора Петра I. Такая форма государственно-церковных отношений с незначительными изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. Церковь в тот период выполняла и роль государственной воспитательной структуры в Русской армии и Российском Императорском Флоте. Сам Петр I, напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь».

После Октябрьской революции 1917г. отношения Советского государства и церкви стали формироваться на основе принятого 20 января 1918 г. Совнаркомом Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который принято называть «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет СНК совершенно изменил сущность государственно-церковных отношений, до крайности осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

В конце 30-х годов минувшего столетия начали происходить некоторые изменения в государственно-церковных отношениях. Как следует из протокола заседания политбюро центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) от 11 ноября 1939 года, оставшихся в живых священников начали освобождать из мест заточения еще до начала Великой Отечественной войны. Один из пунктов этого документа гласит: «Указания товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно верующих, - отменить».

С началом Великой Отечественной войны власть в лице И.В. Сталина фактически повернулась лицом к церкви. Открылись храмы, монастыри, духовные семинарии; величайшие православные святыни, иконы Божией Матери на самолетах облетели вокруг главных русских городов; было восстановлено Патриаршество, упраздненное императором Петром I...

С первых дней войны И.В. Сталин и его ближайшее окружение стали на путь духовного сплочения общества. В Заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...», что надо мобилизовать все силы народа ради победы. Это был призыв забыть обиды прошлого и собрать воедино всех граждан страны, независимо от их взглядов, в том числе и по отношению к религии. Лично И.В. Сталин использовал религиозную терминологию в своем радиообращении к гражданам СССР от 3 июля 1941 года. Он обратился к советскому народу со словами «братья и сестры», обратился к памяти великих православных предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского.., а завершил речь утверждением «Наше дело правое - победа будет за нами!» Говоря эти слова, секретарь ЦК ВКП (б), не боялся быть непонятым всем прогрессивным человечеством и многоконфессиональным, как сейчас говорят, населением нашей страны. Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

С 22 июня 1941 года перестали выпускаться антирелигиозные труды (до войны только периодических изданий было около сотни, а всего до 1940 года в Советском Союзе ежегодно выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы тиражом более 2,5 миллиона экземпляров). Прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников».

Во время Великой Отечественной войны религиозные лидеры различных конфессий СССР призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил ради победы. В качестве примеров можно привести обращения к пастве главы Русской Православной Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», обращение к умме - мусульманскому сообществу - председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева), руководителей других конфессий. Эти обращения проникнуты духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества.

Во время войны Русская Православная Церковь не могла заниматься всесторонним духовно-религиозным обеспечением крупных военных операций. Но ее деятельность была многогранной и осуществлялась по следующим основным направлениям:

Обоснование защиты Отечества и Веры, необходимости ведения войны с агрессором, праведности ее целей;

Духовная защита политики своего Отечества и разоблачение государственной политики неприятеля, богопротивной человеконенавистнической идеологии фашизма;

Укрепление веры в Божью милость, дарующую победу, и в Божью волю, обрекающую противника, к которому как к врагу Божьему неприменима заповедь «Не убий», на поражение;

Обращение к религиозно-духовным и национально-культурным истокам традиций патриотизма, верности христианскому и воинскому долгу.

В мае 1942 года в Уфе собрался мусульманский съезд, на котором было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». В этом документе перед мусульманами ставились задачи на время войны: всемерная помощь воинам и мирный труд во имя победы приравнивались к участию в сражении. Верующим разъяснялось, что победа над фашизмом спасет всю мусульманскую цивилизацию, весь мир от разрушения и порабощения.

Церковь готовила и проводила внешние акции по поиску путей к объединению союзников, сочувствующих и консолидации с ними в борьбе с врагом.

В сентябре 1943 г. митрополитов Сергия, Александра и Николая принял И. В. Сталин, а уже 7 ноября того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил торжественную литургию по случаю 26-й годовщины Октябрьской революции, произнес благодарственную молитву «О богохранимой стране нашей и ее правительстве, возглавляемом Богом дарованным вождем».

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий выразилась и в значительной материальной помощи воюющей армии. В декабре 1942 г. митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В короткий срок из приходов поступило более 8 млн. рублей, много золотых и серебряных вещей. Всего за 1941 - 1945 гг. по приходам было собрано более 200 млн рублей на нужды фронта (среднемесячная зарплата рабочего составляла в то время 700 рублей). Кроме денег, верующие собирали также теплые вещи для воинов.

«Патриотическая деятельность Церкви, - отмечалось в докладе на Соборе РПЦ, состоявшемся в январе 1945 г., - выразилась и выражается не в одних вещественных жертвах. Это, быть может, самая малая доля в общем деле помощи, какую оказывала и оказывает Церковь в годину военного испытания. Забота о нашей несравненной, доблестной, великой Красной Армии проявляется главнейшим образом в непрестанной молитве не только отдельных лиц, но и Церкви в целом, о даровании нашим защитникам от Господа сил и победы над врагом».

3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма главы Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева) И.В. Сталину. Он сообщал, что лично вносит 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и призывает мусульман жертвовать на нее. В 1943 году ЦДУМ собрало 10 млн. рублей на строительство танковой колонны. Многие мусульмане вносили крупные суммы на строительство боевой техники. В короткий срок в регионах традиционного распространения ислама были собраны значительные средства: в Туркмении -243 млн. рублей, в Узбекистане -365 млн, в Казахстане - 470 млн. рублей. Как родных принимали, например, узбекские семьи эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Их национальность и вероисповедание для приемных родителей не имели значения.

Большая помощь оказывалась раненым и больным воинам. Так, архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), являясь крупнейшим специалистом в области гнойной хирургии, возглавлял военный госпиталь в Красноярске.

Церковь с первых дней войны четко определила свою позицию по отношению к предателям, как проживающим на территории СССР, так и находящимся в эмиграции. Повешенный после окончания Великой Отечественной войны белогвардейский генерал Краснов перед смертью признал: «Среди нас господствовало мнение - хоть с чертом, но против большевиков...» Иерархи православной церкви считали, что, подчинив себя черту, дьяволу, сатане, они встали на путь Иуды и перешли в день 22 июня 1941 г. ту грань, которую нельзя преступать верующему никогда и ни при каких обстоятельствах.

После смерти И.В. Сталина на церковь вновь начались гонения, правда, они были уже не столь масштабными, как в 20-х - начале 30-х годов XX века.

Сегодня можно констатировать возрождение духовного, религиозного сознания людей, живущих в России. Этому способствовали определенные шаги со стороны государства. И в частности, пример Президента России В.В. Путина, который, не скрывая своей приверженности православию, может служить образцом веротерпимости и взаимопонимания с представителями различных религиозных конфессий.

Само слово «религия» (от лат. - reli-gio) означает «совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение». Западный христианский мыслитель Лактанций, живший в IV веке, рассматривая дефиницию «религия», сделал вывод, что слово происходит от латинского же religio, -are (связывать, соединять) и, соответственно, религия есть союз благочестия человека с Богом. Считается, что данное определение раскрывает самое существенное в религии: живое соединение человеческого духа с Творцом, стремление души человека к Богу, нравственный союз с Ним, чувство бытия Высшего Существа.

Идеи экуменизма, то есть - объединения религиозных конфессий и создания единой мировой религии, как показала практика, вряд ли могут быть реализованы на нашей планете. Но, тем не менее, приверженцам разных религиозных конфессий приходится тесно общаться. Например, в условиях военной службы в Вооруженных Силах России. И здесь просто необходимы взаимное уважение, взаимопонимание и веротерпимость.

Результаты исследований, проведенных военными социологами и психологами, показали, что в настоящее время невозможно игнорировать религиозный фактор в воинском воспитании. По их наблюдениям, в боевой обстановке религиозность военнослужащих возрастает. Как говорится, на войне атеистов нет.

Для многих современных военнослужащих характерны невысокая степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ того или иного вероучения и низкая культовая активность. При организации и проведении воспитательной работы в воинских коллективах необходимо бережно относиться к подобным зачаткам духовности, и если у офицера-воспитателя не хватает религиоведческих знаний и собственного духовного, религиозного опыта, то не стоит вступать в теологические дискуссии.

В ряду духовных основ воинского воспитания важное место принадлежит предмету веры военнослужащих. Речь не идет только о религиозной вере, хотя она и играет большую роль в духовной жизни общества, а об убежденности в исторической правоте существования и развития Отечества. «Горе тем странам, - писал французский военный теоретик Г. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Вера - это то, что принимают за главное и существенное в жизни, что для людей действительно есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и предмет их действий.

Вера в Россию, в свой народ, в истинность защищаемых духовных ценностей и идей - основа воинского воспитания. Кстати, эти идеи выражены в словах Государственного гимна Российской Федерации: «Россия - священная наша держава... Хранимая Богом родная земля!».

Религиозный фактор взаимодействует с другими факторами общественной жизни, особенно тесно он связан с национальным фактором. Его влияние не всегда носит позитивную направленность. Основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Впрочем, проблему уклонения от военной службы на почве религиозных пацифистских убеждений фактически удалось решить: действующее законодательство позволяет членам различных религиозных объединений, буквально следующих заповеди «Не убий», пройти альтернативную гражданскую службу. Как и предполагалось специалистами, непричастными к спекуляциям на данной проблеме, «альтернативщиков» оказалось немного.

Религиозные различия, если их не учитывать при организации и проведении воспитательной работы с военнослужащими, могут стать поводом для возникновения конфронтации групп верующих различной конфессиональной принадлежности. К примеру, свыше 20 процентов верующих заявляют, что для них имеет значение религиозная принадлежность сослуживцев. Беспокоящим фактором является противоречие между требованиями, которые религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к религиоведческим знаниям офицеров-воспитателей и отсутствием таковых у большинства из них. Требуется, в частности, знание основ того или иного вероучения, его культа, особенностей психологии сторонников определенной конфессии, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении военной службы. Некомпетентность в этих вопросах может стать причиной фактического оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов на религиозной почве, уклонения верующих от исполнения служебных обязанностей. Приходится констатировать и такой факт: в настоящее время возможность реализации прав верующих военнослужащих все еще серьезно зависит от духовных воззрений конкретного командира, начальника.

Быстро развивающийся процесс взаимоотношений вооруженной организации общества с религиозными конфессиями входит в противоречие с неразработанностью соответствующей нормативно-правовой базы. Назрела настоятельная необходимость определения обязанностей командиров по реализации прав верующих военнослужащих и порядок их реализации.

В этом плане можно обратиться к опыту соответствующей регламентации в Русской армии и Российском Императорском Флоте. К слову, учитывая, что они комплектовались не только православными людьми, но и представителями других вероисповеданий в штабах военных округов и на флотах имелись, как правило, мусульманский мулла, католический ксендз, иудейский раввин. Проблемы межконфессиональности решались также за счет того, что в основу деятельности военного духовенства закладывались принципы единобожия, уважения других вероисповеданий и культовых прав их представителей, веротерпимости, миссионерства.

В рекомендациях военным священникам, опубликованным в «Вестнике военного духовенства» (1892 г.), разъяснялось: «...Все мы, христиане, магометане, евреи вместе одновременно молимся Богу нашему, - потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для всех нас единый истинный Бог».

Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте, и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.

Вопрос межконфессиональных отношений регулировался и циркулярами протопресвитера (главного военного священника). В одном из них предлагалось: «Избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных исповеданий» и следить, чтобы в полковые и госпитальные библиотеки не попадала литература «со встречающимися резкими выражениями по адресу католичества, протестантизма и других вероисповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточать их против Православной Церкви и в воинских частях сеять пагубную для дела вражду». Величие православия военным священникам рекомендовалось поддерживать «не словом обличения инакове-рующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так инословным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Кстати сказать, императорское разрешение на строительство первой мечети в Москве было дано после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Именно за верность и кровь, пролитую российскими мусульманами за Отечество на поле брани.

Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах РФ объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации продуманной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление продуктивного соработничества с Русской Православной Церковью, необходимо сотрудничать в деле духовного воспитания военнослужащих ВС РФ и с другими традиционными для нашей страны религиозными конфессиями, признающими защиту Родины - России священным долгом и почетной обязанностью для своих приверженцев.

Готовясь к проведению занятия, следует, насколько это возможно, изучить духовные источники, комментарии к ним, поработать с религиоведческой литературой.

Во вступительном слове необходимо остановиться на исторической роли религии в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть значение традиционных для России духовно-религиозных ценностей в достижении военных побед. В процессе занятия стоит привести примеры воззрений великих отечественных полководцев, флотоводцев, военачальников на феномен религиозной духовности, рассказать о проявлениях героизма воинов, сражавшихся за Веру и Отечество.

Желательно рассказать обучаемым об основах веры традиционных российских религиозных конфессий, особо выделяя общие, объединяющие начала, отношение к защите Отечества. Говоря о внутренне присущей нашему народу веротерпимости, важно уделить внимание проблемам духовной безопасности российского общества, акцентировать внимание обучаемых на опасности религиозной экспансии со стороны нетрадиционных для России религиозных и псевдорелигиозных объединений, подмены традиционных духовно-религиозных ценностей на чуждые духовности нашего народа.

Используя методы систематизации, исторического сопоставления, историко-философского и социально-философского анализа, следует на конкретных примерах и умозаключениях показать обучаемым, что возрождение традиционной духовности может стать залогом непобедимости нашего народа, основой жизнеспособности России.

1. Золотарев О. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2006.

2. Ивашко М., Курылев В., Чугунов А. Господь - Знамя мое. - М., 2005.

3. Игумен Савватий (Перепелкин). Рождество в Грозном. Записки православного пастыря. // Ориентир. - 2004. - № 9.

4. Пончаев Ж. Для возрождения России нужны вера и нравственность. // Ориентир. - 2005. - № 10. £М

5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., ВУ., 2000.

Капитан 2 ранга

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ